<h4>Новые проекты</h4>
<p>
Направление «Специальная химия» объединяет существующие и перспективные бизнесы, которые базируются на опыте химических и машиностроительных предприятий ТВЭЛ.
Один из наиболее многообещающих проектов — производство активных компонентов литийионных батарей (катодные и анодные материалы, электролит). Сейчас по ним идут научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Новое предприятие, как предполагается, разместят на одной из промплощадок ТВЭЛ.
В Северске планируют построить производство диоксида титана. «Не чуждая автопрому история: многие лакокрасочные продукты начинаются именно с этого химического вещества», — отметил директор бизнес-направления «Специальная химия» Михаил Метелкин.
Также инициированы проекты в фармацевтике, строительстве и других отраслях, но они пока на самой ранней стадии проработки. Литиевый, титановый и другие проекты на стадии инвестирования. Запустить их должны в 2025–2029 годы.
</p>
<h4>В отсутствии конкурента</h4>
<p>
«Экоальянс», базирующийся на Уральском электрохимическом комбинате, с 1994 года выпускает автомобильные катализаторы. В 2021 году он был одним из двух российских производителей с долей рынка 32 %. После того как в феврале 2022 года красноярский конкурент, принадлежавший британской Johnson Matthey, прекратил производство, доля «Экоальянса» выросла до 47 %, а в этом году — до 79 %. Остальное — импорт.
Правда, в абсолютных числах объем производства пока ниже, чем в допандемийном 2019 году — тогда было около 500 тыс. катализаторов. В 2022 году на фоне проблем у крупнейших российских автопроизводителей, основных клиентов «Экоальянса», компания изготовила порядка 300 тыс. катализаторов. Могло быть и хуже: правительство разрешило выпускать автомобили по «Евро-0» (экологический стандарт содержания вредных веществ в выхлопных газах) — для них катализаторы не нужны. Однако автопром разрешением не воспользовался и продолжил работать по «Евро-2», так что спрос на катализаторы сохранился. Ужесточение требований до «Евро-5» ожидается в начале следующего года.
</p>
<p>
План выпуска на этот год базируется на возросшем спросе и оживлении российского автопрома, спрос оценивается в 460–470 тыс. штук. Намечается активное сотрудничество с «Хавейл Мотор Рус» (бренд Haval) — катализаторные блоки прошли одобрение и сертификацию для использования в одной из моделей.
Спрос в следующем году в «Экоальянсе» оценивают в 570–580 тыс. единиц. Будет ли введен стандарт «Евро 6», по которому на машину устанавливается два катализатора, пока непонятно. Тем не менее гендиректор компании Тарас Пекарский отметил, что в ответ на среднесрочные потребности авторынка в 2025 году «Экоальянс» намерен запустить новые производственные участки. Мощность вырастет до 2,5 млн изделий в год. Номенклатура пополнится катализаторами для грузовых автомобилей.
«Экоальянс» открыт для переговоров с новыми владельцами предприятия Johnson Matthey, но не питает иллюзий по поводу того, что сотрудничество возможно в ближайшее время.
Работы хватит всем
Еще одно направление развития катализаторного бизнеса — увеличение локализации производства. Керамические носители, порошковые материалы и стальной лист, из которого делают горячую часть выхлопной системы, импортируют из Китая. Поскольку работа с китайскими поставщиками шла давно и именно они позволили пережить кризис 2009 года, когда в Европе упало автопроизводство, проблем с поставками у «Экоальянса» нет. По оценкам Тараса Пекарского, российское производство носителей и порошков может появиться в течение 3–10 лет, а вот захотят ли наши металлурги производить стальной лист, неясно.
Россия намерена наращивать выпуск электромобилей. По прогнозам, в 2035 году 20–40 % из 2–2,5 млн выпускаемых в нашей стране машин будут электроприводными. Это потенциальная угроза сокращения спроса на катализаторы, но в «Экоальянсе» считают, что беспокоиться пока не стоит. «В обозримой перспективе ежегодно будет выпускаться 700 тыс. — 1,2 млн автомобилей, включая грузовики. Даже за вычетом электромобилей работы нам достаточно», — подытожил Тарас Пекарский.
</p>
<h4>Стала любимой дочкой</h4>
<p>
«Точмаш-авто» во Владимире уже более полувека выпускает компоненты для автомобилей и тракторов. Как недавно призналась президент ТВЭЛ Наталья Никипелова, компанию считали непрофильным активом и хотели продать, но никто не покупал. После ухода европейских поставщиков автокомпонентов производство с собственными разработками стало остро востребованным.
«Точмаш-авто» работает с 60 крупными покупателями, это практически все производители автотехники в России. В своих сегментах рынка (предприятие выпускает более 120 наименований изделий) доля «Точмаш-авто» варьируется от 65 до 100 %. «Там, где наша доля ниже 100 %, недостающие проценты — это детали для старых моделей, по которым автопроизводители работают с прежними поставщиками», — объяснил директор «Точмаш-авто» Кирилл Данилов.
Компания была партнером и ушедших из России брендов. Их место не будет пустовать: пресс-формы, сделанные для прежних заказчиков, можно использовать в производстве комплектующих для наших автомобилей.
Объем производства «Точмаш-авто» вырос по сравнению с 2022 годом на 30 %, в следующем году прибавит еще 25–30 %. На предприятии идет модернизация, так как оно будет поставлять АвтоВАЗу подрулевые переключатели и многофункциональные токопередающие устройства, кнопки багажника и датчики положения педалей сцепления и тормоза. Благодаря этому заказу для 150–200 тыс. автомобилей выручка «Точмаш-авто» вырастет на 220–250 %.
Кирилл Данилов не сомневается, что продукция его предприятия будет востребована и в электромобильном сегменте: «Подрулевые переключатели будут везде. В Tesla есть только экран, руль и — подрулевые переключатели».
</p>
<p>
<i><a href="
https://strana-rosatom.ru/2023/08/28/tvel-osvaivaet-rynok-komplektujushhih/"></a></i>
</p>
<div>
<p>
<a href="
https://strana-rosatom.ru/2023/08/28/tvel-osvaivaet-rynok-komplektujushhih/"><span style="font-size: 8pt;"><i>Источник</i></span></a>
</p>
</div>
<br>